ВВЕДЕНИЕ
Велосипедная транспортная система (ВТС) во
многих крупных и крупнейших городах мира заняла законное место среди прочих
транспортных систем, доказав тем самым свою полезность и необходимость. Удобно
вписавшись в городское пространство, она ежегодно прирастает новыми велосипедами,
велодорожками и велопарковками, повышая общую мобильность горожан. Причиной столь
стремительных изменений стала возросшая велосипедизация населения, а также
позитивная позиция городских властей, решающих задачи, созданные этим новым общественным
вызовом.
Исследования показывают, что в городах средний
прирост велолюбителей, активно пользующихся велосипедом, сегодня составляет более
10% в год [15]. Такая популярность велосипеда проистекает не только из
его развлекательных, оздоровительных, спортивных, но и транспортных возможностей.
В последнее время многих велолюбителей интересуют именно они. Тем самым
велосипед выходит за рамки границ привычной ему социальной сферы и активно
осваивает транспортное пространство.
Популярность велосипеда также обусловлена его качественными
преимуществами, главным из которых является абсолютная экологическая чистота.
Эффективность велопоездок, особенно, на короткие расстояния также неоспорима. На
байке можно, легко и быстро преодолеть намеченный маршрут, при этом, не
дожидаясь общественного транспорта и совершенно бесплатно.
Новые трансформации в жизни городов влекут за собой поиск и создание новых градостроительных решений, обеспечивающих удобную и безопасную среду для транспортного передвижения населения на велосипедах. Признавая полезность этих трансформаций для окружающей среды, власти, как на государственном, так и на муниципальном уровне, осознанно идут на серьезные бюджетные расходы. Под строительство велосипедных дорожек и других элементов велосипедной инфраструктуры выделяются значительные суммы. Порой они достигают нескольких десятков, а то и сотен миллионов долларов США [23].
Новые трансформации в жизни городов влекут за собой поиск и создание новых градостроительных решений, обеспечивающих удобную и безопасную среду для транспортного передвижения населения на велосипедах. Признавая полезность этих трансформаций для окружающей среды, власти, как на государственном, так и на муниципальном уровне, осознанно идут на серьезные бюджетные расходы. Под строительство велосипедных дорожек и других элементов велосипедной инфраструктуры выделяются значительные суммы. Порой они достигают нескольких десятков, а то и сотен миллионов долларов США [23].
Актуальность
темы исследования. Процессы, происходящие сегодня в
мировом велосипедном движении, не могли не затронуть и нашу страну. За
последние десять лет в Беларуси число активных велолюбителей значительно
выросло. Например, если в 2015 году в минском городском велопараде участвовало
около 2 тыс. велосипедистов, то через год, в 2016 году, их общее количество превысило
9 тыс. человек. А это – почти 400%-й
прирост!
В связи
с этим многие городские администрации стали серьезно задумываться над тем, как
управлять этим бурным процессом. Ведь без внесения определенных изменений в существующие
градостроительные программы и проекты сегодня уже не обойтись. Велосипеду, как
городскому транспортному средству, нужны соответствующие качественные элементы велосипедной
транспортной инфраструктуры (ВТИ),
причем, в достаточном объеме.
Но ответить на вопросы «Что делать?» и «Как?» сегодня
не так-то просто. В определенной мере этому мешает многообразие технологий,
правил, устройств, конструкций и т.д. и т.п., предлагаемое из-за рубежа. К тому
же это многообразие неструктурированно, находится в постоянном развитии и обновлении.
Для города, вступающего на путь создания мультимодальной транспортной системы,
использующей велосипед [14], необходим комплексный и
углубленный анализ сложившегося зарубежного опыта, подкрепленный взвешенными
экспертными оценками.
Изучение тематики научных публикаций ведущих
зарубежных ученых и исследователей показывает, что в странах Европы и США
вопросам функционирования ВТИ, особенно в последнее время, уделяется очень серьезное
внимание. В одних научных работах и статьях, эта тема рассматривается глобально,
с позиций формирования новой транспортной системы, оптимально функционирующей в
условиях динамично трансформируемых градостроительных концепций [16, 17,
18]. В других, – отдельно изучается каждый
элемент ВТИ. Выявляются различные причинно-следственные связи, возникающие как внутри
создаваемой системы, так и в процессе ее взаимодействия с существующей
материально-пространственной средой современного города [19, 20, 21].
Результаты этих многочисленных исследований в
целом укрепляют научный базис, сложившийся в этих странах. Но все же, одной из
целей зарубежных исследователей является их влияние на общественность и городские
власти, от которых зависит то или иное управленческое и финансовое решение.
Поэтому при изучении данных исследований следует помнить, что проводятся они в
рамках конкретных государств и городов, и под конкретный заказ. Это очень
важное, хоть и косвенное обстоятельство.
Следует добавить, что информационно-нормативные
документы, находящиеся в открытом доступе в крупных исследовательских центрах и
базах данных США и Европы, таких, как Federal Highway Administration (FHWA), Transportation Research Information Services (TRIS), Organization
for Economic Co-operation and Development's (OECD 's), European Cyclists’ Federation (ECF) и др., содержат
множество уже готовых решений и рекомендаций на тему устройства городской велосипедной
системы [22]. Но эти решения также следует рассматривать под призмой
определенных задач, стран и городов, и
слепое их копирование может привести в тупик.
В России до недавнего времени вопрос развития
велосипедного транспорта рассматривался в основном в форме общественных
инициатив (И. Налимов, И. Маркин, В. Филиппов, Ю. Разин, В. Сычев) [13]. В последние годы
ряд российских ученых (Ю. Трофименко, С. Шелмаков, А. Галышев, А. Сова, В.
Буренин, С. Зеге, В. Федоров и
др.), принимая во внимание нарастающую потребность общества и властей в определенной
научной базе, активизировали работу по проведению исследований и разработок в
данной области. Ими подготовлен ряд концептуальных положений и научных статей
по рассматриваемой проблематике [10, 11, 12]. Эта работа находится в русле
задач, входящих в национальный
доклад «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции», где в
частности говорится, что в России велосипеду должно быть отведено одно из важных
мест при создании будущей транспортной инфраструктуры [28].
Углубленное изучение вопросов развития
велотранспорта в Беларуси пока не ведется, хотя научная общественность позитивно
воспринимает затронувшие весь мир и нашу страну процессы велосипедизации
населения. Главными инициаторами изменений в данной сфере пока выступают общественные
организации Минска и других городов. Активно взаимодействуя в последние годы с
городскими властями, они уже многого добились, и этот задел является стартовой
площадкой, от которой можно оттолкнуться при организации отечественных научных
исследований.
Хочется сказать, что новая история
белорусского велосипедного движения начинается в 2009 году, когда в Минске была
построена первая обособленная магистральная велодорожка превосходного качества,
разделяющая город на две части. Сегодня длина этой дорожки составляет около 27
км. Также за эти годы УП «БелНИИПградостроительства» и УП «МинскГрадо» внесли
свой заметный вклад в создание национальной ВТИ. Благодаря их усилиям подготовлена
и утверждена первичная нормативная база для проектирования велосипедных
объектов, ведутся специальные и систематические наблюдения за происходящими
процессами в сфере велодвижения.
Еще одним кардинальным шагом стало утверждение
в 2011 году Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске [6]. Данный документ стал
ключевым организующим началом, который объединил главные направления развития в
данной области, в том числе в части создания городской ВТИ. Концепцию можно без
преувеличения назвать ориентиром для других крупных и крупнейших городов
Беларуси.
Однако, несмотря на достигнутые результаты,
наша страна находится еще в самом начале этого сложного пути. Очевидно, что проблема
формирования сбалансированной городской велоинфраструктуры в
Беларуси пока не только решена, но и остается весьма злободневной. Она
по-прежнему беспокоит умы тех, кто ежедневно трудится над улучшением качества
городской жизни.
Потому, мы считаем, что при всем сложившемся разнообразии
и широте подходов к решению обозначенной проблемы за рубежом, наша отечественная
наука должна сказать свое весомое слово. И начать надо с изучения вопросов
создания ВТИ в рамках существующей градостроительной политики, углубившись в
основы ее организации и проектирования. При этом следует подвергнуть глубокому
анализу опыт, накопленный в других городах и странах.
Цель
данного исследования – подготовить обзор текущего состояния
дел в области проектирования, создания и функционирования ВТИ и определить
приоритетные направления дальнейших исследований.
Объектом
настоящего исследования является велосипедная транспортная инфраструктура крупных и крупнейших
городов.
Предмет
исследования – существующие подходы, методы и
основы проектирования, создания и функционирования ВТИ.
Читать всю статью...
Читать всю статью...
Комментариев нет:
Отправить комментарий